Спектакль-бродилка по петербургским текстам Достоевского и по парку Новой Голландии.
Площадной театр, в жанре которого работает ФМД-Театр в спектаклях Дня Достоевского, близок иммерсивному по основным признакам: эффект присутствия и совместного погружения в сюжет. Импульсом в выборе жанра «бродилки» стала «каранавально-фантастическая атмосфера», которой, по словам известного филолога, проникнут весь роман. Стилистика «променад-театра» позволила быть свободными в выборе сцен и сюжетов. А остроумная фраза Достоевского: «Нет такого предмета на земле, на который бы нельзя было посмотреть с комической точки зрения» в каком-то смысле «развязала руки»: иронией и гротеском проникнуты все сцены.
Актеры сыграют драматические сцены почти без текста. Эмоциональным фоном спектакля станет музыка, которую обеспечат уличные музыканты. Ироничный ведущий поможет понять происходящее. Он будет и комментатором и реально «ведущим» - проведет зрителей от одной сцены к другой, представит каждого персонажа и поможет сориентироваться в текстах.
Название «Возвращение Мышкина» имеет двойной смысл: князь Мышкин, вылечившись в Швейцарии, возвращается в Россию. Он, и зрители вместе с ним, проходит по кругу ключевые сцены романа. В этот круг попадают и близкие по «больным, проклятым» вопросам сцены из предыдущего «Преступления и наказания». Оказавшись в самом центре запутанных отношений и роковых страстей, Мышкин не выдержит мучительных переживаний, к нему вернется болезнь (идеальному человеку невозможно долго жить в Петербурге). И он уедет/вернется обратно в Швейцарию.
Создатели спектакля: Вера Бирон, Роман Кочержевский, Сергей Илларионов, Ника Велегжанинова. Участвуют актеры и музыканты петербургских театров.